ГЛАВА 18

Начало Деревообрабатывающего завода

 

    Дерево и лесообработка были важной составной частью зарождавшейся строииндустрии Инты. Неудивительно: и в жилище, и на шахте основой основ был лес в самых разнообразных своих формах. Первый простейший ДОК заработал в сороковых в центре строящегося поселка, рядом со знаменитой столовой № 1. Отсюда к берегу реки, по пологому спуску была устроена своего рода бревнотаска для подъема леса, поступавшего тогда только путем сплава по воде. Находился этот ДОК на территории КОЛПа, у самой его Восточной границы. По преданию начинался ДОК с двух ручных пил, на которых трудились заключенные. В 1946 году, как только начал лес поступать по новой железнодорожной магистрали, был запущен новый ДОК вблизи Предшахтной, где он находился до семидесятых годов. Тогда в конце улицы Промышленная был построен новый, более модернизированный ДОК. Руководителем деревообработки в Инте, начиная с 1941 года, был до конца жизни - до 1966 года - Павел Васильевич Мазурин. История его появления в Инте такова: еще перед войной, в 1941 году в Воркуте он отбыл свой пятилетний срок заключения и по совету знающих ситуацию людей, во избежание в случае начала войны повторного ареста, быстро получил паспорт и пешком, в одиночку, совершил переход в Инту, где и начал свою новую жизнь, вскоре получил назначение, завел семью...
    Щедрым подарком для интинских строителей были запасы отличного песка и гравия под боком стройки - в высоком левом берегу реки Большая Инта. Сначала здесь, за нынешней улицей Полярная, был открыт карьер инертных материалов, а позднее возникла «руководящая» идея прорыть канал, иначе говоря, отсечь большой, затопляемый веснами полуостров от строящегося жилого массива. И в начале пятидёсятых эта работа была выполнена, в основном вручную, руками



женщин-заключенных. Гуляя порой по нашему красивейшему острову, переходя к нему по висячему мосту, вспоминайте их. пожалуйста, добрым словом.

 

ГЛАВА 19

Первые дороги и улицы

 

    Первоначально для обеспечения надежной связи между объектами и подразделениями стройки по целине прокладывались простейшие дороги, называвшиеся трактами. Они представляли собой знакомую многим лежневку с осушительными канавами по сторонам. Первые такие тракты были проложены от центра, то есть ул. Кирова, 7 и 14, на Предшахтную и Второй район, позднее на шахты «Западная» и «Интинская». По мере застройки эти тракты переименовывались в улицы с введением нумерации домов.
    Среди интинских улиц первой будет справедливо назвать улицу Индустриальная, потому что она по своему расположению является как бы входной нашей улицей. С нее действительно начинается город. Кроме того, именно на этой улице стоят первой важности объекты - и Интинская ТЭЦ, и завод железобетонных изделий, а в прошлом стояли их предшественники. Начинается эта улица - длиною в километр - от ТЭЦовского переезда, откуда идет нумерация домов, и кончается на Горке, то есть на развилке дорог на станцию и на Восток. Жилых домов на этой улице не было, но по правой ее стороне протянулся большой старый ТЭЦовский поселок - деревянный, одноэтажный, наполовину частный, наполовину коммунальный, с далеко не полным благоустройством. Здесь сейчас построено несколько новых домов. Все улицы поселка как-то необычно, под острым углом вливаются в Индустриальную. Это объясняется направлением глубоких осушительных канав, с которых начиналось освоение тундры.
 
 

<<<

 

>>>

 



Полезные ссылки: На этом информационном сайте города Инта Вы всегда можете в удобной форме и совершенно бесплатно:

Рейтинг@Mail.ru

Ленин Илья
Владимирович
ТВОЯ ВЕСточка Инта
©2008-2024
Все права защищены. Запрещается - частичное либо полное копирование или использование другим способом любых материалов, размещенных на этом сайте, без соответствующего предварительного согласования с администратором "Информационного сайта города Инта" - "ТВОЯ ВЕСточка" tvojaves.ru Лениным Ильёй Владимировичем, которому принадлежат все авторские права.